Пикник на обочине погибшей промышленной цивилизации

Очень интересная ситуация с майнингом. Китайцы запрещают его во многом потому, что во время очередного хайпа он начинает неконтролируемо отжирать электроэнергию у промышленности. 

Уже многократно выходили исследования о том, как из-за формирования быстрого и нарастающего дефицита электроэнергии в регионе, облюбованном майнерами, цены на электроэнергию там росли чуть ли не по экспоненте. А значит у промышленности (реального сектора) из-за этого резко росла себестоимость производства, что:

— подрывало норму прибыли китайских предприятий, а значит они меньше могли инвестировать в развитие, что очевидно тормозит дальнейший стабильный рост ВВП в стране;

— разгоняло инфляцию для китайского потребителя (а это очень большая проблема для любого правительства в этом году);

— делало китайское производство менее конкурентоспособным на мировой арене.

Но не только в Китае проблемы с майнингом. Недавно одна из старейших ГЭС в США решила майнить Биткоин, поскольку это приносит доход в 3 раза больше, чем поставка электроэнергии реальному производству и физикам. А значит для последних цена в конечном итоге вырастет.

Вообще электрическая инфраструктура, которая ударными темпами внедрялась первую половину 20 века, стоила огромных капиталовложений, которые естественно далеко не всегда окупались. Даже с учетом того, что создавалась она в первую очередь для промышленности, а не для освещения населенных пунктов и жилищ. 

Но как бы там ни было, к концу 20 века эта инфраструктура и мощности стали избыточными, поскольку производство (основной потребитель) массово поехало в Азию. Таким образом электроэнергия и ее передача стали на Западе довольно дешевыми.

Отсюда и пошло массовое увлечение майнингом и электромобилями. Все это было каплей в море на фоне стагнирующего производства, поэтому не создавало предельных нагрузок на существующую инфраструктуру. Да и зеленая энергетика со своей нестабильностью тоже могла временно быть успешной с такими вводными (фактической эксплуатации инфраструктуры прошлого со сниженными объемами потребления).

Но вот в Китае все это стало проблемой. Несмотря на то, что китайцы пытаются идти в ногу со временем и активно развивать технологии и производство электромобилей, тем не менее, это вызывает у них большие проблемы. По доле продаж электромобилей относительно объема всех проданных авто в стране в 2020 году Китай серьезно отставал от любой западноевропейской страны. К примеру, в Норвегии — 75%, в Нидерландах — 25%, во Франции — 11%, в Китае 6,2%.

Почему? Потому что когда энергия и инфраструктура ее передачи является для экономики (с самой развитой промышленностью в мире) дефицитным товаром, то «экологичность» электромобилей становится абсурдной. Китай получает огромную долю своей электроэнергии через угольные ТЭЦ (отсюда и знаменитый перманентный смог над крупными китайскими городами). Так вот, цена угля для ТЭЦ на китайской бирже с прошлого лета выросла в цене в 2 раза. То есть, понимаете: чем больше электромобилей и чем большую нагрузку на сеть они создают, тем больше Китай начинает сжигать угля. То есть, по факту электромобили являются паровозами (с учетом всех потерь при передаче и хранении), как для экономики, так и для экологии)

В такой ситуации приходится жестко ограничивать электропотребление. Именно поэтому бесполезный и скачкообразный майнинг первым отправился в топку. 

А вот что китайцы будут делать с попытками электрификации транспорта, вопрос крайне интересный. Они обещают «озеленение» своей энергетики, но очевидно, быстрые темпы такого перехода лишь создадут огромные дефициты и разгон цены редких металлов и прочих материалов, которые используют при производстве аккумуляторов, солнечных батарей и прочего. А зеленая энергетика по цене золота китайцам, конечно же, не нужна.

Поэтому игры Запада с майнингом и электромобилями — это скорее пикник на обочине у развалов в прошлом великих промышленных центров.