Как сформировать ценность своей работы?

Читал вчера довольно пространные рассуждения на VC о том, как простому российскому дизайнеру в регионе зарабатывать больше. Там про заказы за 10к ($150), про отсутствие времени на развитие и все в таком роде. В общем, старая шарманка о том, как бы поменьше работать, побольше зарабатывать и желательно при этом не думать.

В комментариях пошли обсуждать аналогию с плиточниками (те, кто кладет плитку). Логично, это ведь сайт про стартапы и бизнес. ?

Так вот, суть в том, что нет принципиальной разницы, кто это: плиточник, дизайнер или программист. Все это по сути один рынок: услуг средней маржинальности. Это значит, что там можно получать доход выше среднего по стране, но потолок серьезно ограничен. 

Каким образом формируются такие рынки? У них довольно серьезный порог входа. С улицы туда просто так не залетишь. Это сложнее, чем быть грузчиком или кассиром. Необходимо получить некое образование и практический опыт прежде, чем начать выдавать услугу сносного качества. Но при этом нет строгих образовательных барьеров, как в медицине или праве. Так что порог входа получается средним, с вытекающим из этого давлением на стоимость трудочаса исполнителя из-за довольно высокой конкуренции.

Первые заработки в этой профессии сразу возвеличивают исполнителя над «остальным плебсом», потому что зарабатывает он больше, чем грузчик или курьер, то есть самые примитивные профессии.

Но дальше довольно быстро наступает потолок. Как бы вы не развивали свои навыки, вы не сможете класть плитку, чтобы ваша кладка была в 10 раз лучше или в 10 раз сложнее, чем у среднего исполнителя рынка. То же самое с дизайном или разработкой. Вы не нарисуете или не запрограммируете приложение так, чтобы оно было в 10 раз эффективнее для клиента, чем то, что предлагает средний исполнитель по рынку. 

А значит вы не можете, даже в перспективе, рассчитывать на рост своих доходов в 10 раз. Таким образом гарантированно оставаясь на нижней границе среднего класса в своей стране.

И тут начинаются те самые мытарства карьерного роста. Следующим шагом обычно выбираются три пути:

— софтскиллс (эмоциональный интеллект). В данном случае исполнитель открывает для себя, что качество общения с клиентом и коллегами, предсказуемость, ответственность и пунктуальность могут дать ему гораздо больше бонусов, чем изучение новых технологий. Клиент будет просто чувствовать себя с вами комфортно и сильно экономить время/энергию на коммуникацию, оплачивая это.

— автоматизация работы. В случае услуг это просто фильтрация задач таким образом, когда вы постоянно делаете одно и то же и у вас просто появляется база шаблонов. За счет этого вы можете набирать больше задач. Больше работы — больше денег. 

— переход из исполнителя в менеджеры. Стать из фрилансера студией или работнику в компании перейти на менеджерскую позицию. В итоге вы зарабатываете уже не только на своем времени, но и на времени других людей.

Интересно, что все три ветки этого дальнейшего развития не могут быть скомбинированы. Очень сложно развивать эмоциональный интеллект в потогонке руководителя агентства, поскольку вас постоянно кто-то пытается поиметь. Шаблонная же работа также не требует развития EQ, а ее делегирование мало целесообразно. Вы тратите время на обучение людей, которые разобравшись в вашей схеме просто уходят и начинают делать это сами.

При этом все три способа имеют очевидные ограничения сверху: полезность софтскиллс предельна. Клиент не готов платить за это x10 от среднего по рынку.

Ваш шаблонный труд в какой-то момент будет автоматизирован. Придется резко переучиваться и искать новые схемы автоматизации. А это огромные трудозатраты, которые вам никто не оплатит. Для тех, кто застрял в такой рутине на 8-10 лет, переучиться дальше уже практически невозможно.

Агентский труд или менеджмент так же имеет свои очевидные естественные ограничения. Экономика агентства очень плохо масштабируется, а успех менеджмента в корпорации имеет огромную долю случайности. Чаще всего даже при постоянном развитии своих управленческих навыков исполнитель так и остается в середине пищевой цепочки менеджеров.

Так каким образом вырваться из ловушки средней цены рынка и начать зарабатывать хотя бы x10? 

Разберу несколько наиболее популярных ответов и подсвечу их основные минусы. 

1. «Работайте на запад!» или «переезжайте на запад!»

Это настолько смешно, что даже грустно. Очевидно, что переезд даст прибавку в абсолютных величинах. Но стоимость жизни будет уничтожать всю прибавку, а зачастую и вовсе делать отрицательной выгоду от этого переезда. Вспомните о погромистах, живущих в машинах. 

Рынок недвижимости в перегретых регионах таков, что делает бессмысленным переезд в него. Конечно, можно оставить вариант узбекских плиточников, которые едут в Москву на эпизодические заработки, живут и трудятся в ужасных условиях, а вырученные деньги отправляют на родину, чтобы в итоге туда вернуться. 

Точно так же зачастую и погромисты из Москвы приезжают в Калифорнию и через пару лет возвращаются обратно. В общем, аналог советских «заработков на севере».  

Это по факту попытка обмануть статистику и не более того.

Что же касается удаленки, не знаю, насколько нужно быть наивным, если вы считаете, что на рынке существует ситуация, при которой два одинаковых по скиллам сеньора будут получать оплату трудочаса с разницей x10.

Такая рыночная неэффективность просто не существует. И языковой барьер не может быть преградой. В любом случае сеньор уже плюс-минус неплохо знает английский, а уж когда он узнает, что его «сосед по парте из института» делает x10, то он сломя голову побежит на курсы английского.

Так же наниматель все равно будет постоянно прощупывать рынок на предмет новых соискателей через сервисы, фриланс-биржи, посредников и прочих HR-агентств. Поскольку возможность отыскать такого вот заморыша, который сидит где-то там в Сызрани, работает на Сбертех за копейки и ничего не ведает, позволит сбить зарплату другому русскому, который уже у вас работает за миллион до, как минимум, 500к в месяц.

Точно так же и Сбертех, заметя отток своих миддлов и сеньоров, начнет превентивно повышать зарплату. Там же в силу вступит классическое выбивание повышения зарплаты за счет оффера от другого работодателя.

В общем, мировой рынок разработки достаточно эффективен, чтобы не допустить существование зарплатного гепа величиной x10. Безусловно, существуют разработчики с зарплатой в 100к и в 1 млн. рублей на российском рынке, но их навыки, очевидно, не идентичны. 

Качественная разница может быть как в hardskills, softskills, так и в знании языка (возможно немецкого, китайского), и прочих ценностях для работодателя (например, он перетягивает за собой целую команду из условного Яндекса, благодаря своему авторитету).

2. Сменить деятельность на предпринимателя, менеджера, инфоцыгана.

Это, в первую очередь, не соответствует требованиям задания, а во вторых имеет кучу минусов. Инфоцыган довольно быстро становится балаболом, потому что не работает руками и теряет практический опыт. А вариант перехода на менеджера/предпринимателя плох тем, что вы изначально на это не учились. То есть, вы потратили 30 лет жизни, чтобы быть инженером, а теперь вам говорят: будь менеджером. Хотя на это необходимо отдельное образование и формирование навыков. Не зря же в армии обычный солдат может дослужиться только до прапорщика. А если хочет дальше, то надо идти учиться 5 лет и для дальнейшего роста постоянно повышать квалификацию, потому что это другие обязанности и навыки. Поэтому большинство и застревает на уровне менеджера среднего звена, плавно теряя квалификацию и не нарабатывая менеджерской.

Так как в сфере среднемаржинального труда зарабатывать x10 от средней цены по рынку?

Само по себе ценообразование может отталкиваться от двух вещей:

1. Себестоимость.

2. Ценность для клиента.

Важно понимать, что в себестоимость входит не только производство, но и привлечение/удержание клиента, поэтому зачастую при одинаковой себестоимости производства или нормочаса у «ремесленника» наличие дешевого или даже условно бесплатного источника трафика может давать x3-x4 к конечной прибыли. То же самое касается и стоимости удержания клиента, за счет чего растет LTV и итоговая прибыль.

Но мой ответ лежит в плоскости ценности для клиента. В любом ремесле есть предельная полезность услуги. Сначала действует правило Парето 20/80: базовая услуга, на которую исполнитель тратит 20% усилий, и которая дает 80% результата. Это можно назвать сегментом эконом. Дальше идет еще 80% так называемого украшательства. 

В примере с плиткой 20% — это сам факт укладки плитки. Пусть криво-косо, с просроченным дедлайном и эпизодическими уходами исполнителя в запой, но она на месте и может выполнять свою гидроизоляционную функцию. Еще 80% — разного рода украшательства, которые принципиально не влияют на основную ценность услуги (факт укладки плитки), но делают конечную услугу более полезной. Это ровная укладка, подбор орнамента, углы под 45 градусов и прочее. Сюда же входит соблюдение дедлайнов и работа по спланированному графику. 

Середина рынка — это обычно выполнение правила Парето на 50%: базовая услуга (20%) + 20-30% украшательства. Таким образом для широкой прослойки клиентов удается добиться оптимального соотношения цены и качества. Стремление к 100% по правилу Парето, с одной стороны, резко ограничивает потенциальный рынок (появляются проблемы с точки зрения рекламной составляющей себестоимости), с другой, позволяют увеличить стоимость часа на x2-x3 от среднего по рынку. Правда, с таким подходом нужно довольно много вкладываться в инструментарий, непрерывное образование, выработку сноровки. И ставить в своей жизни работу на первое место, поскольку клиент должен быть важнее, чем ваша семья и личное время. Так что зачастую все эти минусы понижают реальную стоимость трудочаса скорее до x1,5-x2 от среднего по рынку.

Следующим логичным шагом являются софтскиллс (эмоциональный интеллект), когда вы делаете взаимодействие с вами более приятным и предсказуемым для клиента. Основа здесь — управление ожиданиями клиента, которое подкупает любого. Зачастую исполнители недооценивают возможности в этой сфере, и они могут давать еще x2 к стоимости часа. Итого мы имеем уже около x4 к средней ставке часа рынка.

И последним в нашей формуле предельной полезности трудочаса ремесленника будет комплексность услуги, консультационные услуги. Это когда условный плиточник вам и плитку порекомендует, и за ее эксплуатационные свойства расскажет, купит (может, даже со скидкой), привезет ее, а еще и с сантехникой поможет. В данном случае клиент покупает многолетний опыт исполнителя, который в перспективе позволит ему сильно сэкономить, а также покупает собственное время, которое не надо будет тратить на выбор, доставку и вот это вот все.

Мало кто готов платить сильно больше за подобный набор бонусов, так что они дают в среднем x1,5. Итого мы имеем x6.

Это предельная полезность высококлассной услуги для потребителя.

При среднем рыночном миддле с зарплатой в $2000 вполне может существовать сеньор с зарплатой $10 000 — $12 000, который будет давать клиенту все ценности, описанные выше. 

Но вот существование сеньора с зарплатой в $20 000 уже за гранью реальности без вендор-лока («я один написал систему, только я ее знаю, так что платите мне столько, иначе бизнесу вашему хана»). 

Проблема вендора в том, что он обязательно когда-то закончится, и доходы такого исполнителя сразу же обрушатся. 

Еще вариант — это игра в лотерею с опционами на акции работодателя/клиента, но тут уж очень велика роль случая.

Итого вопрос: как еще повысить вдвое предельную полезность для клиента? Правильные мысли уже были в комментариях, но плохо сформулированные.

Ответ: личный бренд, авторский подход, база аудитории, дефицитность продуктов, выходящих из под руки мастера

Ничего невероятного, господа. И эти варианты несколько раз всплывали в комментах. Я лишь разверну эту мысль.

По подсказкам надо было создать еще доп ценность для клиента, чтобы примерно удвоить ее и здесь конечно же поможет переход из разряда ноунеймов к бренду.

Сейчас в индустрии единоборств делают революции два брата американца, которые являлись до недавнего времени так называемыми lifestyle-блогеры (снимаю обо всем и ни о чем). Зовут их братья Пол и их суммарная аудитория около 20 миллионов человек.

Помните очень-очень давно на Первом канале устраивали боксерские бои среди звезд шоу-бизнеса?

В общем братаны взяли эту идею на вооружение и пошли боксировать сначала с другими медийными личностями по типу баскетболистов, а чуть позже улучшив свои навыки перешли к боям со списанными звездами MMA и бокса. 

Последний бой старшего брата с непобежденным ветераном Мейвезейром принес ему гонорар в 20 млн. долларов. А общие сборы турнира с платных трансляций были третьими за всю историю бокса.

Ключевая идея, с помощью которой они перевернули рынок, в том, что весь коммерческий спорт это индустрия развлечений. И на непосредственные навыки спортсменов 99% потенциальной аудитории абсолютно плевать. Главное это то какую историю заворачивают в это противостояние и как к нему привлекают внимание. Но блогеры смогли ухватить внимание даже и того 1%. Этому проценту было интересно увидеть, что сможет противопоставить блогер еще недавней звезде спорта.

Таким образом ребята, у которых профессиональная карьера в боксе составляет пару боев, смогли стать самыми высокооплачиваемыми боксерами современности. Тот самый разгон стоимости трудочаса.

А вот даже чемпионы и вроде как звезды спорта получают по сравнению с братанами копейки. По одной простой причине: они абсолютно скучные и ничего кроме своих физических навыков продемонстрировать не могут.

Собственно точно по тому же пути в свое время невероятного успеха добился Конор Макгрегор, потому что понял, что главное это эпатаж и привлечение внимания.

Индустрия настолько нуждается в переосмыслении, что даже два 50-ти летних ветерана (Майк Тайсон и Рой Джонс) собирают кассу на порядок большую, чем текущие звезды спорта. При откровенно днищенском качестве самого поединка.

В комментариях многие приводили в пример Лебедева и его дизайн студию и правильно делали. В какой то период дизайн от Лебедева был в российской бизнес-среде, чем то вроде покупки Майбаха. Это не столько вопрос качества услуги сколько понтов и возможности почувствовать свою элитарности.

Позже тот же Лебедев еще добавил ценности своей услуге и помимо просто личного бренда давал своим клиентам также дополнительный охват в разборах того как этот дизайн разрабатывался или срачах о том, что дизайн клиенту не понравился.

Знаю-знаю. Вы сейчас спросите, а где тут потерялся плиточник?

Да вот он собственно. На пике популярности средний чек этого господина был серьезно дороже среднего по рынку. 

Но блогинг это не только рост стоимости вашего бренда, когда люди переплачивают вам просто потому что вы известны. Это еще и привнесение некоторых собственных концепций, парадигм и нововведений. Тот же Варламов взял из Европы лучший опыт градостроительства и 10 лет популяризировал его в РФ. Как итог, у платежеспособной аудитории сформировался слюнный рефлекс, когда застройщики внедряют «принципы Варламова». Таким образом он раскручивает стоимость трудочаса дизайн-агентства своей жены, а застройщики могут в промо-материалах смело указывать, что в проекте участвовал сам «Одуван»! 

Тут вам и сокращение себестоимости привлечения дорогостоящий клиентов для агентства (элитные застройщики) и дополнительная ценность для клиента (проще привлекать клиентов уже на свои квартиры).

Где граница между искусством или обычной услугой?

Разгон стоимости трудочаса еще частенько происходит за счет уникальности автора и его подхода, помноженных на эпатажность. 

Чем великие художники лучше в тысячу раз своих же ноунейм-современников? Тем более, что многие художники-ноунеймы делали копии на уровне не отличимом от оригинала «великих».

История там все та же: хайп, эпатажные выходки (отрезание ушей, побег на остров в Гаити и вот это вот все), налет безумства и отрешенности от мирских благ. И в конце концов что-то свежее на рынке. 

Почему черный квадрат Малевича стоит так дорого, а нарисовать его может хоть 3 летний ребенок? Потому что за этим стоит эпатаж и уникальность (кто первый додумался до такого абсурда и смог его раскрутить тот и победил).

Современный художник Бэнкси. Он идет точно по такому же пути. Вспомните хотя бы свежую историю со шредером встроенном в раму или игрульками в трансформацию картины в NFT-токен и последующем уничтожением оригинала. 

В условной плитке точно также можно собрать все эти подходы. В объявлениях по продаже элитного жилья частенько можно найти упоминание о том, что клал какую то невероятную мозаику, делал витражи или разукрашивал стены вот такой известный специалист (художник). А уж про сам проект ремонта я и не говорю. Тут очевидное поле для разгона цены и уникальности.

Таким образом ремонт трансформируется из чисто утилитарного товара в предмет искусства. Те кто ходил по разного рода дворцам или домам бывших сильных мира сего отлично знают сколько там всего элитного и авторского в ремонте. Начиная от входных ворот и заканчивая ершиком для унитаза. И кто-то за все это заплатил x10, а иногда и x100, потому что продавцу удалось сформировать ценность.

В конце концов, если плитку вам в ванной положит Иван Ургант или Дэвид Бекхэм это определенно сделает вашу квартиру дефицитным товаром. И тот факт, что они сделают это плохо только добавит ей капитализации.

В случае с разработчикам и дизайнерами все тоже довольно просто. На рынке тоже есть звезды. 

Самый банальный пример: представьте, что какому-нибудь Сбертеху удастся выцепить главного инженера Youtube, Twitter или поиска Google. С точки зрения хайринга сложно переоценить факт такого перехода. Многие захотят устроится в этот Сбертех только для того, чтобы поработать со звездой и набраться у него опыта.

Точно также одна крупная звезда позволит в дальнейшем перетянуть и всю свою бывшую команду к работодателю.

Но тут скрывается не только HR. Часто и рядовым пользователям интересно воспользоваться продуктом, который разрабатывала звезда, что также сокращает стоимость привлечения клиента. 

В общем известность, уникальность подхода и дефицитность готовых работ автора всегда можно монетизировать. И чаще всего именно они дают самые большие иксы на рынке. При этом не надо становиться предпринимателем, управленцем, инфоцыганом и вот этим вот всем.

Хотя конечно навыки публичных выступлений, юмор и креативность придется подкачать. Но опять же они нужны любому высококлассному специалисту.

Знаю, что большая часть аудитории не воспримет то что я написал. Буду писать гадости в комментариях. Но именно поэтому этот способ и дает такие иксы к стоимости трудочаса, потому что его толком никто не осознает)

В пересчете на стоимость рекламы в канале и количества постов. Один мой пост, который я пишу за 20-30 минут, стоит около 100$. То есть трудочас стоит 200$ и это НА РУ РЫНКЕ.

В РФ сложно найти самого лучшего сеньор девелопера с такой ценой часа. Уж не говоря о копирайтерах.

И все это делает человек, который ни дня на это не учился и делает кучу ошибок в тексте.

Почему это работает? Потому что бренд, уникальность и работа с аудиторией.